26.01.2021

Про вариатор 0AW

Данная статья была написана мной в 2009 году, когда коробки 0AW только появились и были диковиной. Многое изменилось с тех пор, но описание конструкции, замены масла и прочего не потеряло актуальности. В 2020 году написана новая развернутая статья об этих коробках с описанием основных неисправностей и другой актуальной информацией. Красным выделены поправки от 2020 года.

Потихоньку начинают обращаться по вопросам ремонта владельцы новых А4 (кузов 8К), где установлена коробка Мультитроник нового поколения. Пора знакомиться с этим агрегатом. На А4 и А5 с 2008 модельного года устанавливаются абсолютно новые вариаторы-Мультитроник, буквенное обозначение типа Кпп-0AW

Согласно документам Ауди, основная цель конструкторов заключалась в смещении передних колес, соответственно приводов КПП и всего дифференциала на 15 см вперед и вверх.

Это связанно с новой компоновкой передка авто, а именно, увеличением колесной базы, смещением колес кпереди, уменьшением свеса, переносом рулевой рейка на подрамник. И если на автоматах такая компоновка- дифференциал впереди гидротрансформатора уже довольно давно использовалась на ZF 6HP26 и 6HP19, то для Мультитроника это ново.

Максимальный входной момент коробки заявлен до 400 НМ. (только для некоторых модификаций). Принципиально изменили алгоритм работы в режиме “S”- теперь при включении спорт режима коробка имитирует ступенчатое переключение передач. Теперь их восемь. Большие изменения произошли в электронике авто, в диагностике и работе с блоками управления. Сложнее и проблематичнее. Даже кодировка блоков возможна только через дилерский он-лайн. Введена «защита компонентов», как в А6 и А8- установка б\ушных электронных компонентов невозможна без дилерского онлайна . Используется другое масло – G052516A2. По внешнему виду масло похоже на «старое», но светлее и не темнеет со временем, в первые коробки заливалось старое масло. Интервал замены масла по сервисной книжке остался прежний - 60000 км, (реально нужно менять чаще, раз в 30-40 тыс.), желательна также замена фильтра-картриджа (ниже), но на этот счет общего мнения еще не выработалось. На замену требуется 6 литров масла

Принципиальное конструктивное отличие новых коробок – наличие дополнительной зубчатой передачи внутри. Раньше вторичный вал вариатора являлся и входным валом дифференциала, и был неотделим от редуктора и корпуса КПП. Теперь вторичный вал посредством зубчатой передачи соединяется с промежуточным коротким валом, который входит в редуктор.

Из этого следует два вывода:

во-первых, теперь у коробки образовалось второе передаточное отношение. значит вариантов железа будет гораздо больше, а во-вторых, технически этот вал элементарно заменить в случае необходимости. Единственный смысл данной модификации понятен- дифференциал находится очень “кнаружи” от оси коробки, технически передать на него вращение другой возможности нет. Катастрофическое увеличение массы агрегата произошло благодаря этому узлу. Механически реализовано довольно сложно, предполагаю что в дальнейшем будут проблемы (Так и вышло).

Первые машины появились в начале 08 года, то есть пока все они находятся на гарантии. Должен отметить, что эти коробки показывают себя с лучшей стороны. По гарантии меняются очень редко. На первых машинах были проблемы, связанные с недоработкой программного обеспечения, все вылечивается перепрошивкой мозгов у дилера. Владельцы первых машин жаловались на рывки или отсутствие качения с места, со сменой ПО данная проблема ушла. Механические поломки пока крайне редки. Попавшие ко мне 2 машины были сняты с гарантии (одна после аварии, другая была снята с гарантии). У одной – замена гидроблока, вторую мучили без масла и подрали тарелки.

Что обнаруживается при ближайшем знакомстве и что новая коробка сулит ремонтникам?

Во-первых, снятие – установка сложнее и дольше. Связано с неудобной компоновкой - всё в кучу, дифференциал перед коробкой, стартер задвинут вглубь, рулевая рейка внизу- нужно отсоединять колонку и сливать масло из ГУРа. Привода колес очень короткие. Также демпфер теперь является частью коробки и прикручен к маховику наподобие гидротрансформатора у автоматов, имеется специальный лючок для снятия. Все крепежные болты к мотору алюминиевые! Радует только отсутствие внешнего фильтра. Сама коробка с маховиком весит 120 кг! Старая весит 90 кг. Вот такая модернизация, не помогли алюминиевые болты.

Коробка бОльше по размерам, напоминает расплющенный старый вариатор. У нас получила кличку «слон». (уже многие мастера называют коробку 0AW “слоном”).

Работать неудобно- корпус неправильной формы, не лежит ровно на поверхности, плохо становится «на попа». Право-лево наоборот- редуктор справа, первичный вал слева, трубки отходят слева сверху, там же аналог внешнего фильтра- картридж вставляется в корпус коробки, замена отдельно возможна без снятия коробки. Цена гуманная, ниже 50 $, несравнимая с ценой внешних фильтров и, что немаловажно, он одинаковый у всех коробок.

Методика слива-замены масла еще чуднее, чем раньше. Теперь снизу корпуса всего одна пробка под обычный 6-гранник. Открутив пробку, нужно зацепить и вытащить трубку-уровень, после чего масло сольется, потом трубка вставляется обратно и новое масло заливается как обычно. Удобнее большим шприцом снизу вверх, пока не потечет обратно оттуда же, после чего надо завести мотор, поставить АКПП на передачу и опять долить масло, пока оно не потечет обратно. ИМЕННО ТАК выставляется правильный уровень (позже, в 2009 г конструкция немного поменялась, теперь мерная трубочка прямая и короткая, оба варианта не совместимы). Проконтролировать уровень масла можно только путем пробного долива, никак по-другому. То есть, открутив пробку (на теплой коробке) на заведенную, на передаче- в первую очередь проверить, сколько масла оттуда стекло. Если больше 20-50 мл, то значит был перелив, и это масло можно считать лишним. Если почти ничего не слилось- берем шприц и доливаем масло, пока из отверстия не побежит. Сколько долилось, столько и не хватало. НО! ЭТА КОРОБКЕ НЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНА К УРОВНЮ МАСЛА. Недолив или перелив до 3х литров масла не приводит ни к каким проблемам.

При разборке все болты корпуса алюминиевые. Компоновка похоже на старую коробку. Под огромной задней крышкой – ЭБУ, на нём 2 входных датчика скорости и один выходной (наоборот по сравнению с 01J).

Дальше – гидроблок. Конструкция его полностью изменена. Но на нем также 3 соленоида,2 датчика давлений. Присутствует похожий по конструкции клапан управления фрикционами, источник бед в старых коробках. Насос лопаточного типа, немного массивнее, видимо с большей производительностью. В отличии от предыдущей гидравлики, он не имеет собственного корпуса.

В самом вариаторе первичный вал полностью повторяет старый. 

Немного изменены геометрические размеры, увеличено межосевое расстояние между валами, что может негативно влиять на стабильность узла. Цепь другая, конструкция и толщина как у некоторых коробок 2006 года, но длина больше. Большие изменения связаны со вторичным валом. Он съемный, может смещаться по оси, и по этой причине фиксируется к задней крышке стопорами. Промежуточный роликовый подшипник вращается в обойме закрепленной в массивном съемном суппорте, под которым находится промежуточная передача. В целом, система крепления вторичного вала кажется не очень надежной. Все внутренние подшипники существенно усилены, имеют больший размер. Пластиковых частей внутри существенно больше, что не есть хорошо. Сложной формы эжекционный насос.

 

Пара слов о блоке управления

Внутри 32-х разрядный процессор TRICORE. Дискретных элементов меньше, монтаж мельче. Печальная новость для ремонтников- основные слабые места устранены, паять там будет нечего. (Подтвердилось. Блоки на два порядка надежнее, но в случае поломки часто не подлежат ремонту).

Диагностика блока идет по новому протоколу, Ваг-ком «берет» начиная с 9-й версии. Коды ошибок другие. не совпадают со старыми, но такие же по смыслу. Отсутствуют блоки измерений, вместо этого «одиночные значения измерений»- около 400 показателей, примерно 20 из них информативны. Нету функции «адаптация», сброс адаптации через базовые установки. На какие токи настраивается неясно. Сплошные вопросы. (Сейчас почти все вопросы по ЭБУ сняты) Информации по ремонту, устройству видимо появится позже.

запчастях

Поставляется входной вал, гидроблок, ЭБУ, прокладка крышки и сенсорные кольца. Все. Больше ничего нет. Учитывая, что внутренние детали на старый вариатор появились через пять лет, а цепь через 7, возможно так и будет с новым. (Оригинальные запчасти на 0AWпоявились в 2016-17 году). И хотя эти две коробки удалось починить, в тяжелых случаях ремонт будет проблематичен.